Типичные ошибки заказчиков при применении Закона 223-ФЗ
За
2023-2024 год было выпущено несколько обзоров различными ведомствами, а также
накопилась судебная практика, касающаяся нарушений заказчиками требований
законодательства при осуществлении закупок по Закону 223-ФЗ. Мы подготовили
короткий систематизированный обзор таких нарушений.
1.
Заказчики искусственно усложняли порядок подведения
итогов, проявляли излишне формальный подход при оценке соответствия участников
торгов отдельным требованиям закупочной документации.
Так, в одном случае закупочная документация содержала требование
предоставлении документов по оплате договоров по аналогичным работам, которыми
участник закупки подтверждал наличие у него опыта успешного выполнения
аналогичных закупок. В связи с непредставлением участником закупки таких
документов по оплате его заявка на участие в закупке была отклонена.
Территориальный орган ФАС посчитал, что действия заказчика не соответствуют
требованиям действующего законодательства и необоснованно ограничивают
конкуренцию, поскольку предоставление акта выполненных работ является
достаточным для подтверждения опыта.
2.
Отклонение заявки по надуманным предлогам.
Закупочная
документация содержала требование о благополучном финансовом состоянии
участников закупки, и это, согласно требований закупки, должно было быть
подтверждено поданной в налоговый орган финансовой отчетностью участника,
которая должна была быть оценена заказчиком.
Одного из участников закупки отклонили по причине, что его финансовая
отчетность не содержит отметки о принятии ее налоговым органом.
Контролирующий орган посчитал такое поведение заказчика необоснованным,
поскольку необходимый объем финансовой информации содержится в финансовой
отчетности, размещенной в государственном ресурсе бухгалтерской отчетности.
Поскольку отчетность, имевшаяся на данном ресурсе, подтверждала устойчивое
финансовое положение участника закупки, отклонение заявки заказчиком было
признано необоснованным. Суды 3-х инстанций поддержали выводы контролирующего
органа.
3.
Требование о подтверждении наличия материальных и
технических ресурсов к участнику закупок является излишним и ограничивает
доступ к торгам.
Заказчик разработал закупочную документацию, которая требовала от участника
торгов документа, подтверждающего наличие материально-технической базы до
начала выполнения работ.
Территориальный орган ФАС посчитал такое требование излишним, поскольку
необходимые силы и средства победитель может изыскать и привлечь на этапе
выполнения работ. В связи с этим ФАС признал действия заказчика незаконными.
Стоит отметить, что имеется судебная практика с противоположной точкой
зрения, которая дошла до Верховного Суда РФ и была оставлен в силе.
Общий вывод по обобщенной административной и судебной практике не будет
являться новым, но он по прежнему актуален: не стоит создавать искусственные
препятствия для участия в закупках потенциальным поставщикам для
государственных и муниципальных нужд.
В случае обращения в наш учебный центр мы готовы поделится соответствующими
ссылками применительно к каждому эпизоду данного обзора.