Не смотря на негативные прогнозы, пандемия поспособствовала увеличению активности бизнеса на рынке госзаказа
Активность на рынке госзакупок во время эпидемии выросла, что позволило заказчикам больше сэкономить на госзакупках, этот вывод можно сделать из исследования Национального рейтинга прозрачности закупок (НРПЗ). Заказчики смогли выполнить требование законодательства о смещении закупок в 1е полугодие: по сравнению с 19 годом их объем вырос на двадцать процентов. Но госзаказчики стали намного чаще отменять закупки.
Кризис на фоне вируса мотивировал бизнес быть активным на рынке госзакупок и повышать собственную эффективность для предложения конкурентоспособных цен, указывают авторы исследования национального рынка госзакупок в период пандемии COVID-19 (часть проекта, рассчитывается независимым негосударственным исследовательским аналитическим центром с 2006 года).
Правительство рассчитывало на госзакупок как источник поддержания спроса на рынке: в частности, госзаказчикам предписывалось перенести свои закупки с конца года на первое полугодие, бизнесу же при этом были обещаны послабления (право на изменение цен и сроков исполнения контрактов)
Среднее количество заявок на электронный аукцион в феврале—мае 2020 года выросло до 3,23 заявки на лот против 3,18 в 2019 году, или 3,04 против 2,97 заявки для допущенных заявок.
При этом среднее снижение цены по закупкам выросло с 24,5% до 26%. «Количество допущенных заявок прямо пропорционально оказывает влияние на экономическую эффективность закупки и, как следствие, позволяет сэкономить бюджетные средства»,— отмечают авторы. При этом рост дисконта негативно повлиял на поставщиков, которым пришлось повысить свою эффективность в борьбе за госзаказ.
В целом же рынок госзаказа с февраля по июль вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 21%: объем размещенных извещений составил почти 4 трлн руб. за вычетом закупок у единственного поставщика.
Напомним, что для недопущения распространения коронавируса госзаказчики могли заключать любые контракты с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельство непреодолимой силы (см. “Ъ” от 24 марта).
При этом извещения для таких закупок не размещались, сведения о них содержатся в реестре заключенных контрактов. Вне форс-мажора неконкурентные процедуры возможны при закупках услуг госмонополий, несостоявшихся конкурентных закупках или малых закупках стоимостью до 600 тыс. руб.
В результате послаблений объем закупок у единственного поставщика вырос на 13% по сравнению с прошлым годом — до 0,8 трлн руб., тогда как число контрактов сократилось на треть.
Наибольшие объемы таких неконкурентных закупок ожидаемо пришлись на медицину — инструменты и медоборудование, лекарства, научные исследования. Также лидируют закупки компьютеров, оборудования для обустройства удаленных рабочих мест и строительных работ (стройка не прекращалась во время локдауна).
Влияние пандемии на закупки у единственного поставщика зафиксировано и в разрезе регионов: так, наибольший рост таких закупок пришелся на Северо-Кавказский, Приволжский и Центральный федеральные округа, в которых отмечалось наибольшее число заболевших.
Впрочем, помимо роста объемов госзаказа и повышения эффективности таких закупок во время пандемии аналитики зафиксировали рост неопределенности в секторе.
Так, доля отмененных процедур в период COVID-19 выросла вдвое. В частности, заказчики в феврале—мае отменили закупки на 371 млрд руб. против 161 млрд руб. в 2019 году. Отказ от закупок может быть связан с невозможностью поставщиков исполнить обязательства из-за пандемии.