В скором времени, а именно уже в 2018-19 годах – ожидается большой пакет поправок в законы о госзакупках и закупках госкомпаний. Основной посыл поправок – перевести все виды закупок в электронную форму, будет ужесточаться и регулирование закупок госкомпаний — им придется перевести все закупки у малого бизнеса на контролируемые государством торговые площадки. Основные споры вызвали исключения — так, депутаты обнаружили, что разрешение госкомпаниям бесконтрольно закупаться у взаимозависимых поставщиков создает дыру в законе, и намерены разобраться с ним отдельно.
Обсуждение данных поправок шло больше 2 лет. Главная цель – проводить все конкурентные закупки в электронной форме. Также будут осуществляться закупки в электронной форме у субъектов малого и среднего предпринимательства. Стоит отметить, что такие закупки будут проводиться исключительно на государственных площадках, чего сейчас нет.
Как это бывает обычно, большой спор вызвали исключения, выводящие некоторые компании из-под влияния нововведений.
Так, от проведения закупок в электронном виде смогут отказаться госкомпании, у которых это оговорено в положении о закупках. Не попадут под новое регулирование и закупки у «взаимозависимых компаний» (с долей 25% плюс 1 акция), закупки зарубежными подразделениями госкомпаний товаров, работ и услуг местных поставщиков и схожие закупки при выполнении экспортных контрактов. Это вызвало вопросы у депутатов. «Эта поправка концептуально расходится с целью законопроекта, сокращает прозрачность, конкуренцию и допуск МСП. Этим законопроектом вводится дыра — компании с долей от 25% вообще выводятся из-под регулирования. Фактически дается лазейка: хотите у этого поставщика покупать — берете 25% и покупаете у него. Или создаешь” дочку” за рубежом и через нее делаешь все что угодно, вне 223-го закона», — заявил депутат Валерий Гартунг («Справедливая Россия»). Он напомнил, что рынок госзакупок – это полтора бюджета РФ, 28 трлн руб., и эта поправка очень важна, потребовав исключить ее из таблицы принятых, провести оценку регулирующего воздействия нормы и вынести ее на отдельное обсуждение.
Основная сложность в закупках госкомпаний сейчас в том, что закупки по 223-ФЗ фактически регулируются самими субъектами 223-ФЗ, ведь как вы знаете, каждая организация, осуществляющая закупки по 223-ФЗ, сама определяет, как закупать товары, работы и услуги в своем положении о закупках. Как было отмечено представителями Правительства, чрезмерное регулирование в этом вопросе чревато негативными последствиями, но и слишком сильные послабления со стороны законодателя также не приведут ни к чему хорошему в закупках по 223-ФЗ. Поэтому необходимо соблюдать «золотую середину» в этом вопросе. В скором времени будет проведена оценка регулирующего воздействия возможных поправок в закон о закупках.
Новый законопроект дополнительно вводит новые виды определения поставщиков, электронные процедуры подачи заявок и фиксацию независимым регистратором юридически значимых действий в рамках контрактной системы. Он же вводит особый порядок финансового обеспечения заявок для ряда конкурсных процедур (предполагает размещение средств обеспечения на спецсчетах в уполномоченных банках). До сих пор обеспечение заявок перечислялось ЭТП, поэтому площадки этой нормой недовольны. «Отмена обеспечения заявок по аукционам и конкурсам может помочь добросовестным поставщикам сэкономить, но недобросовестных это может стимулировать к рейдерству, демпингу и безответственности при представлении заказчику недостоверных сведений о компании».
Университет Государственных Закупок