Подписан закон о переводе в электронную форму процедур определения поставщиков в госзакупках

Соответствующие изменения будут внесены в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – закон о контрактной системе). Так, открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос предложений и запрос котировок с 1 июля 2018 года будут проводиться на электронных площадках. Отметим, что сейчас конкурсы, запросы предложений, запросы котировок, проводятся в том числе в “бумажной” форме.

Также в законе о контрактной системе будет предусмотрена возможность взимания операторами электронных площадок с поставщиков платы за участие в электронных процедурах. Размеры платы и порядок ее взимания предстоит определить Правительству РФ. В то же время предоставление доступа к информации о проведении электронной процедуры будет оставаться бесплатным. Бесплатной будет и аккредитация поставщиков на электронных площадках.

Предусматривается также создание единого реестра участников закупок, для регистрации в котором поставщикам не потребуется предоставление выписки из ЕГРЮЛ либо ЕГРИП, учредительных документов юрлиц, ИНН участника, – эти сведения будут предоставляться автоматически посредством информационного взаимодействия с государственными информационными системами. При этом в электронных процедурах смогут участвовать только юрлица и ИП, зарегистрированные в ЕИС и в качестве участников закупок и аккредитованные на электронных площадках. Одновременно в новой ст. 24.2 закона о контрактной системе отдельно оговаривается запрет регистрации в ЕИС офшорных компаний.

Использование усиленной квалифицированной электронной подписи станет обязательным для подписания электронных документов в ЕИС и на электронных площадках. Добавим, что в настоящее время участники закупок для этих целей используют усиленные неквалифицированные электронные подписи.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 года № 504-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” вступает в силу 1 июля текущего года за исключением отдельных положений.

 

/ Новости

Государственная дума в третьем чтении приняла масштабные поправки к Закону N 223-ФЗ

Согласно проекту большая часть изменений вступит в силу с 1 июля 2018 года. Заказчикам надо будет скорректировать положения о закупках не позднее 1 января 2019 года.
Среди изменений, которые предусмотрены проектом, выделим следующие:
– в положении о закупке будут предусматриваться конкурентные и неконкурентные способы закупок. К первым относятся конкурсы, аукционы, запросы котировок и запросы предложений. Заказчик вправе закрепить в положении о закупке иные способы конкурентных закупок;
– конкурентные закупки будут проводиться в электронной форме, если иное не предусмотрено в положении о закупке. Закупки, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, надо будет проводить только в электронной форме;
– порядок проведения конкурентных закупок и требования к протоколам, составляемым по их результатам, будут закреплены в Законе N 223-ФЗ;
– появятся правила описания объекта закупки. В частности, указание товарного знака в описании объекта закупки надо будет сопровождать словами “или эквивалент”. Поправками предусмотрены исключения из этого правила.
Документ: Проект Федерального закона N 821534-6  Принят в третьем чтении 20 декабря 2017 года

Новейшие изменения в 44ФЗ

В скором времени, а именно уже в 2018-19 годах – ожидается большой пакет поправок в законы о госзакупках и закупках госкомпаний. Основной посыл поправок – перевести все виды закупок в электронную форму, будет ужесточаться и регулирование закупок госкомпаний — им придется перевести все закупки у малого бизнеса на контролируемые государством торговые площадки. Основные споры вызвали исключения — так, депутаты обнаружили, что разрешение госкомпаниям бесконтрольно закупаться у взаимозависимых поставщиков создает дыру в законе, и намерены разобраться с ним отдельно.
Обсуждение данных поправок шло больше 2 лет. Главная цель – проводить все конкурентные закупки в электронной форме. Также будут осуществляться закупки в электронной форме у субъектов малого и среднего предпринимательства. Стоит отметить, что такие закупки будут проводиться исключительно на государственных площадках, чего сейчас нет.
Как это бывает обычно, большой спор вызвали исключения, выводящие некоторые компании из-под влияния нововведений.
Так, от проведения закупок в электронном виде смогут отказаться госкомпании, у которых это оговорено в положении о закупках. Не попадут под новое регулирование и закупки у «взаимозависимых компаний» (с долей 25% плюс 1 акция), закупки зарубежными подразделениями госкомпаний товаров, работ и услуг местных поставщиков и схожие закупки при выполнении экспортных контрактов. Это вызвало вопросы у депутатов. «Эта поправка концептуально расходится с целью законопроекта, сокращает прозрачность, конкуренцию и допуск МСП. Этим законопроектом вводится дыра — компании с долей от 25% вообще выводятся из-под регулирования. Фактически дается лазейка: хотите у этого поставщика покупать — берете 25% и покупаете у него. Или создаешь” дочку” за рубежом и через нее делаешь все что угодно, вне 223-го закона», — заявил депутат Валерий Гартунг («Справедливая Россия»). Он напомнил, что рынок госзакупок – это полтора бюджета РФ, 28 трлн руб., и эта поправка очень важна, потребовав исключить ее из таблицы принятых, провести оценку регулирующего воздействия нормы и вынести ее на отдельное обсуждение.
Основная сложность в закупках госкомпаний сейчас в том, что закупки по 223-ФЗ фактически регулируются самими субъектами 223-ФЗ, ведь как вы знаете, каждая организация, осуществляющая закупки по 223-ФЗ, сама определяет, как закупать товары, работы и услуги в своем положении о закупках. Как было отмечено представителями Правительства, чрезмерное регулирование в этом вопросе чревато негативными последствиями, но и слишком сильные послабления со стороны законодателя также не приведут ни к чему хорошему в закупках по 223-ФЗ. Поэтому необходимо соблюдать «золотую середину» в этом вопросе. В скором времени будет проведена оценка регулирующего воздействия возможных поправок в закон о закупках.
Новый законопроект дополнительно вводит новые виды определения поставщиков, электронные процедуры подачи заявок и фиксацию независимым регистратором юридически значимых действий в рамках контрактной системы. Он же вводит особый порядок финансового обеспечения заявок для ряда конкурсных процедур (предполагает размещение средств обеспечения на спецсчетах в уполномоченных банках). До сих пор обеспечение заявок перечислялось ЭТП, поэтому площадки этой нормой недовольны. «Отмена обеспечения заявок по аукционам и конкурсам может помочь добросовестным поставщикам сэкономить, но недобросовестных это может стимулировать к рейдерству, демпингу и безответственности при представлении заказчику недостоверных сведений о компании».

/ Новости

“Перевод закупок в электронную форму”

«Сегодня мы топчемся на месте, нам нужно двигаться вперед и принимать решения намного быстрее. Мы считаем, что поправки в 44 и 223-ФЗ, предусматривающие, в том числе, отказ от бумажной формы проведения закупок, должны быть приняты до конца года», – сообщил замглавы ФАС России Рачик Петросян, открывая сессию, посвященную практике государственных закупок, III Международной научно-практической Конференции «Антимонопольная политика:наука, практика, образование. «Цифровая экономика и конкурентная политика».

«Если мы хотим хороший результат, мы должны ориентироваться на лучшие практики и передовые технологии. Мы должны работать с системой, позволяющей автоматизировать процесс закупки, к примеру, выбрать необходимое техническое задание, установить референтную цену, сформированную на основе анализа множества закупок соответствующего товара или услуги по всей территории Российской Федерации. Наработки, существующие на рынке, следует в кратчайшие сроки интегрировать в практическую плоскость», – подчеркнул он.

Опытом внедрения системы анализа референтных цен в Швейцарии поделилась эксперт по вопросам закупок Цюрихского университета Каролина Сочи.
Участники сессии – эксперты в сфере закупок также обсудили основные особенности проведения электронных процедур определения поставщиков, которые позволяют повысить анонимность подачи и рассмотрения заявок участниками закупок, а также обеспечивают добросовестную конкуренцию и способствуют снижению коррупционных рисков, рисков сговора между участниками закупок, увеличению экономии бюджетных средств. Модератором дискуссии выступил начальник Управления контроля размещения госзаказа ФАС России Артем Лобов. 

/ Новости

Устранение нарушений в закупках на 263 млрд рублей

За 4 года с момента начала деятельности общероссийского народного фронта были устранены нарушения и отменены закупки в сфере государственных и муниципальных нужд на общую сумму 263 миллиарда рублей. Такого прекрасного результата помогла добиться слаженная работа почти 9 тысяч активистов, занятых в данном секторе.
Основными отраслями, которые подвергаются недобросовестным манипуляциям являются прежде всего поставки питания в сады, школьные и больничные сектора. Согласитесь, экономить на здоровье детей и лиц, находящихся на лечении в больничных стационарах, очень сомнительная идея. Сомнительных закупок в такой сфере набралось на общую сумму свыше 100 млрд рублей. Было проверено 130,5 тыс. контрактов и выявлены признаки картелей и сговоров при поставках еды. Безусловно, вся информация о подобных поставщиках в сфере продовольствия, как было указано выше, передается в Федеральную антимонопольную службу.
«Предлагается, проанализировать всю полученную информацию и внести изменение в закупочное законодательство в целях улучшения процесса питания в соцучреждениях в субъектах РФ, обобщить главные проблемы», – объяснил Гетта.
Депутат подчеркнул, что часть идей, которые будут представлены на итоговом «Форуме Действий» ОНФ в декабре, – это идеи молодых специалистов из регионов.
В рамках Антикоррупционного форума, который проходит уже в третий раз, руководители детсадов, школ, представители бизнеса ищут и предлагают пути решения проблем некачественного питания.
Также, благодаря работе активистов в 2017 году отменили закупки дорогих автомобилей на 30 млн рублей. Такими закупками, как правило, «грешат» госкомпании и монополисты рынка.
Всего активисты в ОНФ выделяют 5 основных приоритетных направлений для выявления нарушений: поставки питания в соцучреждения (детсады, школы, больницы), деятельность управляющих компаний в сфере ЖКХ, выплаты компенсаций пострадавшим при ЧС, строительные «полуфабрикаты» (недостроенные соцобъекты) и этика и расточительность госслужащих.
Главная тема Антикоррупционного форума в Новосибирске – поставки питания в образовательные учреждения и учреждения здравоохранения. На форум съехались сотни участников со всех регионов Сибирского федерального округа. Это все, кто напрямую связан со сферой питания в детсадах и школах, – директора, предприниматели, главврачи, представители контролирующих органов и родительских комитетов, эксперты, общественники. Оставить информацию о нарушении или сомнительной закупке участники могут в общественной приемной, которая работает на форуме. А с 29 ноября по 1 декабря в рамках форума пройдет молодежная площадка «Поколение действий», где объединятся молодые профессионалы. И форум, и молодежная площадка призваны помочь обменяться информацией и идеями в формате открытого диалога всем участникам процесса поставок питания в соцучреждения и профильным госорганам, поделиться лучшими практиками. Лучшие предложения будут представлены на итоговом «Форуме Действий» ОНФ в декабре.

/ Новости