Университет Государственных Закупок

Типичные ошибки заказчиков в 223-ФЗ

Типичные ошибки заказчиков при применении Закона 223-ФЗ

За 2023-2024 год было выпущено несколько обзоров различными ведомствами, а также накопилась судебная практика, касающаяся нарушений заказчиками требований законодательства при осуществлении закупок по Закону 223-ФЗ. Мы подготовили короткий систематизированный обзор таких нарушений.

 

1.     Заказчики искусственно усложняли порядок подведения итогов, проявляли излишне формальный подход при оценке соответствия участников торгов отдельным требованиям закупочной документации.

 

Так, в одном случае закупочная документация содержала требование предоставлении документов по оплате договоров по аналогичным работам, которыми участник закупки подтверждал наличие у него опыта успешного выполнения аналогичных закупок. В связи с непредставлением участником закупки таких документов по оплате его заявка на участие в закупке была отклонена.

Территориальный орган ФАС посчитал, что действия заказчика не соответствуют требованиям действующего законодательства и необоснованно ограничивают конкуренцию, поскольку предоставление акта выполненных работ является достаточным для подтверждения опыта.

 

2.     Отклонение заявки по надуманным предлогам.

 

Закупочная документация содержала требование о благополучном финансовом состоянии участников закупки, и это, согласно требований закупки, должно было быть подтверждено поданной в налоговый орган финансовой отчетностью участника, которая должна была быть оценена заказчиком.

Одного из участников закупки отклонили по причине, что его финансовая отчетность не содержит отметки о принятии ее налоговым органом.

Контролирующий орган посчитал такое поведение заказчика необоснованным, поскольку необходимый объем финансовой информации содержится в финансовой отчетности, размещенной в государственном ресурсе бухгалтерской отчетности. Поскольку отчетность, имевшаяся на данном ресурсе, подтверждала устойчивое финансовое положение участника закупки, отклонение заявки заказчиком было признано необоснованным. Суды 3-х инстанций поддержали выводы контролирующего органа.

 

3.     Требование о подтверждении наличия материальных и технических ресурсов к участнику закупок является излишним и ограничивает доступ к торгам.

 

Заказчик разработал закупочную документацию, которая требовала от участника торгов документа, подтверждающего наличие материально-технической базы до начала выполнения работ.

Территориальный орган ФАС посчитал такое требование излишним, поскольку необходимые силы и средства победитель может изыскать и привлечь на этапе выполнения работ. В связи с этим ФАС признал действия заказчика незаконными.

Стоит отметить, что имеется судебная практика с противоположной точкой зрения, которая дошла до Верховного Суда РФ и была оставлен в силе.

 

Общий вывод по обобщенной административной и судебной практике не будет являться новым, но он по прежнему актуален: не стоит создавать искусственные препятствия для участия в закупках потенциальным поставщикам для государственных и муниципальных нужд.

 

В случае обращения в наш учебный центр мы готовы поделится соответствующими ссылками применительно к каждому эпизоду данного обзора.

Вход в аккаунт