Университет Государственных Закупок

Национальный режим в госзакупках

Национальный режим в госзакупках. Изменения 2022 года. ПП № 616. Практика

Начиная с 2014 года в контрактной системе сформировалась достаточно обширная база нормативного правового регулирования, уточняющая меры поддержки поставщикам российской продукции (стран-членов ЕАЭС). Также профильными министерствами Правительства РФ ведется учетная политика производителей и выпускаемых ими товаров на территории РФ (система ГИСП Минпромторга России https://www.gisp.gov.ru/gisplk/, реестр отечественного ПО и баз данных Минцифры России https://digital.gov.ru/). Отдельный реестр ведется Евразийской экономической комиссией по систематизации информации о промышленных товарах государств-членов Евразийского экономического союза (кроме РФ) (https://erpt.eecommission.org/) Среди всех мер национальной политики импортозамещения запрет на допуск товаров иностранного происхождения представляет собой самую серьезную меру, когда заказчики в большинстве случаев не могут закупить продукцию иностранного происхождения. Так, под национальный режим в госзакупках, а именно механизм запрета – попадают закупки, прежде всего, промышленной продукции, программных продуктов для ЭВМ и баз данных, программно-аппаратных комплексов систем хранения данных. Давайте рассмотрим пример реализации запрета в рамках Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616. Это постановление устанавливает запрет на допуск промышленной продукции иностранного происхождения. Для подтверждения страны происхождения продукции участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие номера реестровых записей реестров промышленной продукции, радиоэлектронной продукции, которые ведут Минпромторг России и (или) Евразийская экономическая комиссия, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719. Указанная информация в составе заявки должна быть занесена в проект контракта при его заключении. Из текста постановления следует, что очень важно, чтобы закупаемый заказчиком товар еще на момент планирования закупки был включен в соответствующие реестры промышленной и радиоэлектронной продукции системы ГИСП Минпромторга, а также в реестр промышленных товаров государств-членов Евразийского экономического союза, который ведет Евразийская экономическая комиссия. В случае отсутствия товара в указанных реестрах участники не смогут в составе заявки подтвердить страну происхождения, и комиссия заказчика будет вынуждена отклонить все заявки, поскольку этого требует национальный режим в госзакупках. В рамках постановления по запретам на допуск иностранной промышленной продукции есть исключения, когда оно не применяется. Например, одно из них – закупка одной единицы товара, стоимость которой не превышает 300 тыс. рублей, и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн. рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 19-21, 28, 50, 142 и 145 перечня). Получается даже в этом исключении, есть свои исключения. Также в рамках исключения по Постановлению Правительства РФ 616 заказчик может не устанавливать запрет на допуск иностранной промышленной продукции в случае отсутствия на территории Российской Федерации производства промышленного товара. В данном случае заказчику необходимо получить разрешение Минпромторга России в соответствии с приказом ведомства от 29.05.2020 N 1755 Приведем пример как может действовать заказчик, соблюдая национальный режим в госзакупках: Заказчик хотел бы купить ручной инструмент – плоскогубцы. Код ОКПД 2 25.73.30.161 подпадает в список продукции в рамках постановления Правительства РФ о запрете на допуск иностранной промышленной продукции под номером 19 Инструмент ручной прочий. В каталоге товаров, работ, услуг также на плоскогубцы есть три каталожных позиции: 25.73.30.161-00000001, 25.73.30.161-00000002, 25.73.30.161-00000003. В данном случае заказчик обязан применить Постановление Правительства РФ №616, так как даже при НМЦК этой закупки менее 1 млн. рублей исключения по данному постановлению не сработают. Заказчик, применяющий национальный режим в госзакупках, до проведения закупки должен удостовериться, что в реестрах промышленной продукции, которые ведут Минпромторг России и Евразийская экономическая комиссия представлена нужная ему продукция. В данном примере в реестрах есть только одна компания общество с ограниченной ответственностью "ОСТЕОМЕД-М", которая производит плоскогубцы (плоскогубцы, № 375.040, реестровый номер записи 1313\138\2021). Заказчик должен уточнить характеристики товара у данного производителя и, в целом, далее может беспрепятственно проводить закупку. Контрактная система ежегодно развивается и привносит как новые возможности, так и требует дополнительных усилий для заказчиков и участников закупок. Более подробную информацию о том, как применяются на практике те или иные нормы, как воспринимаются контрольными органами действия заказчиков и участников, в том числе как применяется национальный режим в госзакупках, особенно сейчас – вы можете получить в курсах Университета Госзакупок. Встретимся на обучении!

Национальный режим в госзакупках был создан для развития и поддержки национальной экономики, для поддержки российских товаропроизводителей. В рамках контрактной системы устанавливаются запреты, ограничения и условия допуска товаров, производимым и поставляемым из иностранных государств, а также работ и услуг, выполняемых и оказываемых иностранными лицами, соответственно (ст.14 44-ФЗ). Такие запреты и ограничения определяются нормативно правовыми актами Правительства РФ, а условия допуска – по решению Минфина России. Указанными НПА предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из запрета, ограничений или условий допуска иностранной продукции.

ДИПЛОМ 44-ФЗ
ПОЛУЧИТЬ БЫСТРО!

Начиная с 2014 года в контрактной системе сформировалась достаточно обширная база нормативного правового регулирования, уточняющая меры поддержки поставщикам российской продукции (стран-членов ЕАЭС). Также профильными министерствами Правительства РФ ведется учетная политика производителей и выпускаемых ими товаров на территории РФ (система ГИСП Минпромторга России https://www.gisp.gov.ru/gisplk/, реестр отечественного ПО и баз данных Минцифры России https://digital.gov.ru/). Отдельный реестр ведется Евразийской экономической комиссией по систематизации информации о промышленных товарах государств-членов Евразийского экономического союза (кроме РФ) (https://erpt.eecommission.org/)

Среди всех мер национальной политики импортозамещения запрет на допуск товаров иностранного происхождения представляет собой самую серьезную меру, когда заказчики в большинстве случаев не могут закупить продукцию иностранного происхождения. Так, под национальный режим в госзакупках, а именно механизм запрета – попадают закупки, прежде всего, промышленной продукции, программных продуктов для ЭВМ и баз данных, программно-аппаратных комплексов систем хранения данных.

 

Давайте рассмотрим пример реализации запрета в рамках Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616.

Это постановление устанавливает запрет на допуск промышленной продукции иностранного происхождения. Для подтверждения страны происхождения продукции участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие номера реестровых записей реестров промышленной продукции, радиоэлектронной продукции, которые ведут Минпромторг России и (или) Евразийская экономическая комиссия, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719. Указанная информация в составе заявки должна быть занесена в проект контракта при его заключении.

Из текста постановления следует, что очень важно, чтобы закупаемый заказчиком товар еще на момент планирования закупки был включен в соответствующие реестры промышленной и радиоэлектронной продукции системы ГИСП Минпромторга, а также в реестр промышленных товаров государств-членов Евразийского экономического союза, который ведет Евразийская экономическая комиссия. В случае отсутствия товара в указанных реестрах участники не смогут в составе заявки подтвердить страну происхождения, и комиссия заказчика будет вынуждена отклонить все заявки, поскольку этого требует национальный режим в госзакупках.

В рамках постановления по запретам на допуск иностранной промышленной продукции есть исключения, когда оно не применяется. Например, одно из них – закупка одной единицы товара, стоимость которой не превышает 300 тыс. рублей, и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн. рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 19-21, 28, 50, 142 и 145 перечня). Получается даже в этом исключении, есть свои исключения.

Также в рамках исключения по Постановлению Правительства РФ 616 заказчик может не устанавливать запрет на допуск иностранной промышленной продукции в случае отсутствия на территории Российской Федерации производства промышленного товара. В данном случае заказчику необходимо получить разрешение Минпромторга России в соответствии с приказом ведомства от 29.05.2020 N 1755

 

Приведем пример как может действовать заказчик, соблюдая национальный режим в госзакупках:

Заказчик хотел бы купить ручной инструмент – плоскогубцы. Код ОКПД 2 25.73.30.161 подпадает в список продукции в рамках постановления Правительства РФ о запрете на допуск иностранной промышленной продукции под номером 19 Инструмент ручной прочий. В каталоге товаров, работ, услуг также на плоскогубцы есть три каталожных позиции: 25.73.30.161-00000001, 25.73.30.161-00000002, 25.73.30.161-00000003. В данном случае заказчик обязан применить Постановление Правительства РФ №616, так как даже при НМЦК этой закупки менее 1 млн. рублей исключения по данному постановлению не сработают.

Заказчик, применяющий национальный режим в госзакупках, до проведения закупки должен удостовериться, что в реестрах промышленной продукции, которые ведут Минпромторг России и Евразийская экономическая комиссия представлена нужная ему продукция. В данном примере в реестрах есть только одна компания общество с ограниченной ответственностью “ОСТЕОМЕД-М”, которая производит плоскогубцы (плоскогубцы, № 375.040, реестровый номер записи 1313\138\2021). Заказчик должен уточнить характеристики товара у данного производителя и, в целом, далее может беспрепятственно проводить закупку.

Контрактная система ежегодно развивается и привносит как новые возможности, так и требует дополнительных усилий для заказчиков и участников закупок. Более подробную информацию о том, как применяются на практике те или иные нормы, как воспринимаются контрольными органами действия заказчиков и участников, в том числе как применяется национальный режим в госзакупках, особенно сейчас – вы можете получить в курсах Университета Госзакупок. Встретимся на обучении!

ПОПРОБОВАТЬ БЕСПЛАТНО!

ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ВЫ МОГЛИ ПРИНЯТЬ РЕШЕНИЕ – МЫ СОЗДАЛИ ДЛЯ ВАС БЕСПЛАТНЫЙ КУРС ПО ОСНОВАМ 44-ФЗ

Остались вопросы?

Остались вопросы?
Заполните форму и мы обязательно на нее ответим!

Вход в аккаунт