Университет Государственных Закупок

Судья Конституционного суда подверг жесткой критики систему высшего образования России

По мнению судьи, документ о высшем образовании нельзя рассматривать как доказательство наличия необходимых навыков для работы.

Судья Конституционного суда РФ Константин Арановский  заявил, что не доверяет дипломам российских вузов в целом. Судья убежден, что средства, потраченные на образовательные реформы, нужно было использовать «на достойную оплату преподавательского труда».

На мысли о состоянии российской системы образования судью натолкнула жалоба, направленная в КС бывшим предпринимателем Михаилом Чайковским. В 2015 году его отказались признать безработным и назначить ему пособие из-за отсутствия справки «о среднем заработке с последнего места работы» и «документа, удостоверяющего квалификацию». КС встал на сторону мужчины и признал, что в случае «длительного перерыва в трудовой деятельности» гражданин может быть признан безработным и без указанной справки.

Судья также заметил, что качество обучения напрямую зависит от зарплат преподавателей. Их вознаграждение остается скудным, а возможность зарабатывать больше появляется, если педагог уходит в управленческий сектор. Там, по мнению Арановского, больше ценится не качество научной или педагогической работы, а “хорошая статистика и отчетность, демонстрация компетентностного подхода вместо академических методов”.

«Субординация и отчетность под началом администраторов угнетают преподавание и науку, когда вузы уступают свое самоуправление, академическую свободу, стиль и обслуживают систему, которая выдает разрешения на профессию», — говорит судья КС.

“Автономия — обязательное условие деятельности вуза, и если считать, что российские вузы к ней не способны, то нереальны и расчеты на хорошее образование и на дипломы, разумеется”

После этого Константин Арановский напоминает о высказанной ранее позиции всего КС: «Конституционный суд Российской Федерации видит в автономии вузов основополагающее начало их деятельности, которое определяет их отношения с государством и государственную политику в области образования; он констатирует, что автономия оправдала себя исторически в общеевропейской университетской традиции, и связывает ее с целями социального государства, свободой научного, технического и других видов творчества, преподавания, с правом каждого на образование и с другими конституционными ценностями». Ограничения автономии вузов со стороны власти допускаются «лишь в конституционно значимых целях и постольку, поскольку эти органы на правах учредителя контролируют соответствие деятельности вуза его уставным целям». При этом, подчеркивает судья, российское законодательство признает автономию «с академической свободой в поиске истины, со свободным ее изложением и распространением под профессиональную ответственность преподавателей без попечения начальств».

Вход в аккаунт
Забыли пароль?